Детство – время усиленной подготовки к жизни или как научить ребенка думать

Представьте, что ваш ребенок задал вам вопрос: «Откуда берутся дети?» или «Что такое электричество?». Что бы вы ему ответили? К сожалению, большинство родителей не придают таким вопросов должного внимания, списывая их на «излишнее любопытство». В таком случае они просто отвечают: «Тебе это рано знать» или «Подрастешь — в школе расскажут».

Однако подобное безразличие и игнорирование могут отбить у ребенка все желание интересоваться окружающим миром дальше, и даже усыпят его стремления заниматься наукой или искусством в будущем. Что же нужно предпринять в подобной ситуации и как научить ребенка думать? Давайте разбираться.

Насколько важно научить ребенка думать перед началом учебы

До того, как ребенку исполнится 6 лет и наступит пора идти в школу, ему необходимо адаптироваться в окружающем мире, найти границы собственного «я» и «я» окружающих людей, различать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Помочь маленькому человечку делать первые шаги в жизнь должны именно вы, родители, а не посторонние люди.Обучение счету

Не секрет, что успехи в учебе и творчестве зависят от того, насколько высоко у ребенка развито логическое мышление, самостоятельность в принятии решения трудных для него логических задач, степени активности и стремления познавать мир. Все это зависит от того, насколько грамотно и правильно действовали вы по отношению к ребенку и направляли его своею сильной и уверенной рукой на верный путь.

Это важно! Вспомните сами себя в детстве: как вы удивлялись, разглядывая на солнце причудливо переливающийся круглый мыльный пузырь или считая количество черных точечек на крыльях божьей коровки? Что вы чувствовали в тот момент? Невероятное удивление, которое полностью захватывало вас изнутри и заставляло стремиться узнавать, находить, сравнивать, рассматривать и делать логические выводы.

Удивление! Что может быть невероятнее и интереснее для ребенка, как открыть для себя что-то новое, удивиться этому, всем своим существом начать желать окунуться в это удивление и как можно больше разузнать, в чем суть того или иного явления, почему те или иные признаки проявляют себя иначе…

С того момента, как ребенок начнет удивляться, в нем проснется потребность узнавать все больше и больше ради собственного удовольствия. С этого момента и начнет развиваться ответственность за свои действия, серьезность в принятии решений и интеллект.

Как научить ребенка думать, удивляясь вместе с ним

Это важно! Стоит не упустить тот момент, когда ваш ребенок прибежит к вам с горящими глазами и криками: «Мама, смотри, с одуванчика летят белые парашютики, когда я дую на него. Парашютики всегда летят от ветра?» Заметив и почувствовав это удивление, попробуйте удивиться вместе с ним, и вы сами почувствуйте, что искренний восторг передастся и вам.

Отметьте для себя ту большую и сложную умственную работу, которую проделал ваш малыш, придя к такому выводу: «парашютики летят, когда я дую, следовательно, они летят от ветра». На ваших глазах ребенок смог выстроить логическую цепочку, связанную между собой мыслью о том, что предметы могут летать, когда дует ветер.

В голове ребенка возник целый мыслительный акт, состоящий из множества операций:

  • сравнения – сопоставления парашюта с «парашютиками» на одуванчике;
  • классификации по способности некоторых предметов летать, когда дует ветер;
  • обобщения – создания в сознании ребенка особого класса предметов по одному признаку;
  • понимания взаимозависимости – предмет летит тогда, когда дует ветер, а не наоборот.

Учим рассуждать ребенкаВ совокупности все эти процессы развивают в ребенке умение рассуждать, и ваша задача на данном этапе – научить ребенка думать логически.

Попробуйте максимально заинтересовать ребенка, незаметно наталкивая его на решение непонятных для него закономерностей и логических цепочек. Ведь все те вопросы, которые озвучивает малыш, свидетельствуют о сложном и длинном мыслительном процессе, который запустил свой рабочий механизм и заставил сознание работать.

С чего начать

В тот момент, кода ребенок задал вам самый простой вопрос: «Почему летят парашютики с одуванчика, когда на него дуешь?», его мозг переработал огромное количество вариантов, произвел оценку и готов вынести верное решение. Конечно, выводы могут оказаться неправильными и нелогичными. Это значит, что тонкая ниточка, связывающая явления воедино, в каком-то месте порвалась, и в сознании ребенка произошел сбой.

Это важно! Самое главное в этом случае – проследить то место, в каком месте произошел надрыв, и подтолкнуть малыша к верному принятию решения.

Например: «Яблоко зеленое – его можно есть. Трава тоже зеленая – значит, ее тоже можно есть?». Ребенок совершенно правильно нашел сходство двух разных предметов – трава и яблоко зеленые, однако сбой в сознании произошел из-за того, что малыш нашел взаимосвязь этих двух предметов там, где ее нет – в съедобности- несъедобности. Ваша задача здесь – не оттолкнуть, не посмеяться над ребенком из-за его ошибки, а натолкнуть на верное принятие решения с помощью косвенных вопросов.



Например: какого цвета крокодил? – зеленого. – но ведь его нельзя кушать, верно? – верно. – а забор какого цвета? – зеленого. – ты бы попробовал его на завтрак? – нет, он же невкусный! – именно! поэтому не все, что имеет зеленый цвет, можно кушать.

Этот урок поможет отложить в сознании ребенка, что не все предметы и признаки имеют одинаковое назначения и носят одинаковый характер, следовательно, в дальнейшем мышление ребенка станет намного критичнее, он сможет логически оценивать действительность и будет совершать значительно меньше ошибок.

Как научить ребенка думать логически: первые толчки

В раннем возрасте познание мира происходит из удивления. За удивлением следует интерес, затем – мышление. Как часто бывает с нами, что мы часами, днями, годами не можем найти правильное решение, и вдруг в один прекрасный день вскрикиваем: «Эврика!». Мы удивляемся от того, почему же такая гениальная до простоты идея не пришла к нам раньше. Однако, такое «осенение» — это результат многочисленных классификаций, сравнений, обобщений, абстрагированный, понимания взаимозависимости. Совокупность всех этих критериев рождает способность рассуждать.

В детском возрасте все эти взаимоэтапы быстрее и проще достичь через игру. Самый эффективный способ обдумать какое-то явление и сформировать оценку для него – дать ребенку проанализировать самое простое стихотворение или картинку. Прочитайте малышу стихотворение про Таню, которая «уронила в речку мячик» и задайте ему вопросы: почему Таня плачет? Кто ее утешает? Почему мяч не утонет в реке?Рассуждаем с раннего возраста

Поверьте, вы сами удивитесь, до чего активно и удивительно детское мышление, когда малыш начнет логически обдумывать каждый из этих вопросов.

Другое задание. Покажите ребенку картинку. Например, на ней изображены дети, плескающиеся в речке. Что изображено на картинке? Почему дети плескаются в речке? Какое время года на картинке? Весело или грустно детям?

Детское видение действительность поразит и удивит вас. Самое главное – это постоянное активное обсуждение всего происходящего. Как ты думаешь, ты правильно сделал, когда капризничал в магазине и просил шоколадку? Тебе нравятся эти белые цветочки? Почему птички летают?

Статья была полезной? Оцени и поделись ей в соц. сетях:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *