Как научить ребенка слову «нельзя», используя примеры из семейной практики

Социальная обусловленность запретов

Действительно, запреты обусловлены сложившимися социальными требованиями. Они необходимы для сосуществования сообщества людей с их разными, порой противоречивыми желаниями. Поэтому нельзя то, что может причинить  вред человеку и его окружению.

Но как растолковать эти взрослые истины малышу? Как научить ребёнка, что нельзя драться? Нельзя переходить улицу на красный свет? Нельзя играть с острыми предметами, нельзя зажигать спички и т.д. Как с младенчества не нагородить вокруг него забор из оправданных и неоправданных запретов? Попробуем вместе разобраться.Запреты родителей

Но для начала уясним, что само слово НЕЛЬЗЯ должно звучать в общении с ребёнком, как можно реже. Как научить ребёнка слову нельзя не травмируя при этом его психики? Найдите для малыша более мягкие слова: это нехорошо, это опасно, никто так не делает и т.д. Объясните ему, почему это нехорошо, почему так не поступают.

Это важно! Запреты должны присутствовать в жизни маленького человечка для его же безопасности и бесконфликтной адаптации во взрослой среде, но знакомство с первыми запретами становится для малыша буквально шоком. Ведь ещё недавно ему было можно всё, ребёнок не подозревает, что взрослея, он перестаёт быть центром вселенной для своей семьи.

Молодые неопытные родители (а иногда и  любвеобильные бабушки и дедушки), стараются всячески избегать запретных ситуаций. Однако в любом случае ребёнок начнет сталкиваться с ограничениями и запретами вне семьи, и это произойдет  более болезненно.

Причина запрета должна быть понятной



Требования взрослых не должны никоим образом вступать в явное противоречие с разумными потребностями ребёнка, а обилие запретов только мешает личностному росту малыша. Безусловно, нельзя в красивом выходном костюме возиться в песочнице, так заведите для подобных игр простенький комплект одежды. Попутно объясните ребёнку, что мама тоже переодевается, когда приходит с работы.

Дети любят, когда  с ними разговаривают «по-взрослому», считаются с их мнением. Бегать по лужам, конечно же, нельзя, а в резиновых сапожках – можно. Ребёнок постепенно научится находить альтернативные варианты разумным запретам. Плохо, некрасиво ( а, значит, нельзя ) рисовать на обоях или разрисовывать собственную физиономию, а вот в альбоме – здорово и удобно и т.д.

Если малыш совсем мал, говорите ему о запрете спокойным, но твёрдым голосом, он должен понять, что сделал что-то неправильно, что вы им недовольны. Для ребёнка постарше уже нужны разъяснения, но опять-таки ровным голосом, без крика и истерики со стороны родителей. И, конечно же, личный пример. Стоит один раз вместе с малышом перейти дорогу на красный свет, и ребёнок поймёт, что ему это тоже можно.

Педагоги рекомендуют чаще читать ребёнку поучительные сказки, а потом вместе обсуждать их. Вот братец Иванушка не послушался сестрицу Алёнушку, попил водицы из лужицы и стал козлёночком. Вывод, что нельзя пить воду, откуда попало, ребёнок уже сделает сам, а заодно усвоит, что необходимо слушаться советов старших.

Мальчик дошкольного возрастаДети младшего школьного возраста легко воспринимают новые правила, им нравится чувствовать себя включёнными в школьное сообщество, они быстро усваивают правила поведения  на уроках, в коллективе, в транспорте, на детских праздниках. Достаточно один раз объяснить малышу, что некрасиво громко разговаривать в театре во время спектакля, не принято в метро или в автобусе лететь через весь салон к свободному месту, не стоит громче всех кричать на перемене. Заметьте, терпеливо объясняя новые для ребёнка правила поведения, вы можете без труда избежать слова НЕЛЬЗЯ.

Это важно! Вообще же лучший метод обучения разумным запретам – пример взрослых. Если вы станете малышу примером для подражания, количества запретов в его жизни станет намного меньше.

Статья была полезной? Оцени и поделись ей в соц. сетях:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (голосов: 2 , среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *