Попробуем разобраться, как научить ребенка читать без принуждения

Не следует уповать на школьную программу, которая якобы обязана обучить 7-летнего балбеса буквам и чтению, а вам некогда, вы работаете. Детские истерики после уроков и корвалол на столе вам обеспечен. Но если отнестись к ситуации чуть предусмотрительнее, то вопрос, как научить ребенка читать еще до школы, сведется всего лишь к необходимости ежедневно уделять своему малышу чуть больше времени, чем вы привыкли, не утруждая себя.

Наши дети очень умненькие, даже предоставленные сами себе они способны быстренько научиться обращению с вашим мобильником и ноутбуком. А уж под вашим чутким руководством неужели они не совладают с алфавитом и азбукой?

Признаки готовности ребенка к обучению

Среднестатистический ребенок уже в пять лет, как убеждены специалисты, сможет начать учиться читать. Разработаны специальные критерии, позволяющие определить его готовность к обучению слогам и чтению по прямым и косвенным признакам.Учим ребенка читать

В числе прямых показаний в пользу начала обучения малыша правильно читать относятся:

  • Наличие фонематического слуха, что означает, насколько полно ребенок слышит и адекватно распознает звуки. Его фонематический слух проверяется путем сопоставления произнесенного вами сочетания слогов типа та-да, за-са или ка-га и последующего их повторения ребенком. Постепенно задача усложняется, можно добавить еще по слогу типа жа-за-жа. Цель контроля – убедиться в точном узнавании и произношении звуков.
  • Другим тестом для подтверждения наличия развитого фонематического слуха обычно является правильность произношения названий предметов, в которых различается только один звук по типу миска-мишка или лапка-шапка. Для этого упражнения подбирают картинки с различными изображениями предметов, ребенок самостоятельно  должен четко произнести их названия.
  • Малыш способен говорить целыми осмысленными предложениями, ему по силам составление полноценного логически связного рассказа о событии, книге или фильме.


Косвенными признаками готовности можно было бы назвать:

  1. Ребенок не путается при определении «левый» или «правый», «верх» или «низ».
  2. Ребенку не требуется врач-логопед, звуки произносятся и осознаются правильно.

Если ребенок справился с тестовыми заданиями, можно не только прорабатывать, как научить ребенка буквам, но и к обучению слогам и полноценному чтению. Смело начинайте занятия.

Некоторые рекомендации по организации обучения

Мы не в состоянии сопоставить правильность обучения чтению нас в детском возрасте и нынешних малышей. Но раз вы читаете эти строки, значит, здравое зерно в тех методиках было. Они были основаны на чтении, складывая буквы, то есть буква «Бэ» — это «Б», «Эс» — это «С» и так далее. Тогда «Эс» и «А» читается «Са». Немножко замудренно, сейчас эта методика устарела. Сейчас предлагается несколько методик, начиная от методов Глена Домана, основанных на чтении целыми словами, и заканчивая звуко-буквенным методом.Дети читают

Поэтому,  в первую очередь,  следующие рекомендации:

  1. Определиться с выбором пособия или букваря. Вы не профессионал – педагог, поэтому какое-то пособие для ребенка типа азбуки или букваря у вас должно иметься. В любом случае оно поможет эффективнее заниматься с малышом, подскажет, как научить ребенка читать по слогам, иллюстративным материалом разнообразит весь процесс обучения.
  2. Не следует торопить события, ребенок не научится в одночасье бегло и выразительно читать. Задача номер один – овладеть азами техники чтения. Сначала это будет происходить медленно, начало любого процесса обучения сразу не даст яркого результата, зато это будут ваши маленькие ежедневные победы, которые потом дадут грандиозный результат.
  3. Обучение должно проходить в игровом ключе. В игре малыш расслаблен, стресс отсутствует. А если у вас хватит такта играючи, без излишних взрывных эмоций, поправить ошибки, ребенок спокойно поймет, чего от него требуется.
  4. Даже не сомневайтесь, если вам покажется, что ребенок не горит желанием учиться читать. Заставить его вы не сможете, это будет не учение, а мучение. Подыщите какие-то стимулы, вместе читайте вывески и надписи, невзначай попробуйте сделать ошибку при чтении. Будет вашей большой победой, если ваш «грамотей» вас поправит.
  5.  На всех занятиях необходимо повторять изученный материал, звуки и буквы, выученные на предыдущих уроках.
  6. Взявшись за нелегкий труд, как научить ребенка любить читать, будьте сами максимально организованы. На полпути уже нельзя останавливаться, нерегулярность занятий сведет на нет достигнутые результаты.

Предлагаемая последовательность обучения чтению

  • Изучаем открытые твердые гласные А, У, О, Ы,Э и звонкие твердые согласные М и Л. Согласные будем произносить  только звуками, например, «Н», но никак не «Нэ» или «Эн».
  • Начинаем учить своего ребенка читать по простым слогам. Нередко приобретенные вами пособия иллюстративным материалом, рассчитанным на детское восприятие, будут эффективно способствовать сложению звуков в слоги.
  • Изучаем шипящие глухие звуки Ш, Ж, К и другие.
  • Создаем первые простенькие слоги типа МА, ПА, БА. Необходимо достичь понимания ребенком способа составления звуков в слоги. Дальше уже будет проще, малыш по созданному для себя алгоритму начнет составлять и читать все более сложные слоги.
  • Не спешим переходить к прочтению слов, чтобы был четче усвоен ребенком принцип составления слогов и слов. Но вот когда ребенок бойко начал прочитывать слоги из двух букв, попробуйте дать ему сложные слоги с идущей гласной буквой впереди согласной, типа односложных слов ЭХ, АВ.
  • Первые несложные словообразования типа традиционных БА-БА, МА-МА.

Это важно! Необходимо внимательно следить за четкостью произношения образуемых первых слогов.

Как ускорить процесс обучения

Обучение чтению можно ускорить, при этом будет достигнута цель, как научить ребенка быстро читать:

  1. Посмотрите вместе с ребенком диафильмы. Обычно на них короткие доходчивые титры, они легко читаются. Смена обстановки способствует совершенствованию техники чтения.
  2. Возьмите две одинаковые книги или два одинаковых текста в разных книгах. Один текст передайте ребенку. Начинайте читать свой экземпляр текста, ребенок должен следить за вашим чтением. Слегка увеличивайте скорость, ребенок должен успевать за вами. Цель занятия – ребенок учится понимать, как нужно читать слова.
  3. Предложите ребенку почитать на время, обыграв это предложение как интересную игру. Секундомер в ваших руках простимулирует малыша. Давайте для прочтения самые легкие рассказы, они читаются ровнее и быстрее, вдохновляя малыша на новые подвиги. При периодических замерах малыш заметит, что читает явно быстрее, он сам будет вас просить замерять время прочтения каждый день.
  4. Быстро читающие люди используют принцип антиципации – ускорения чтения благодаря улучшенному вниманию и зрению. Они сразу видят начало следующего словосочетания и интуитивно догадываются, что это за слово. С малышом этот способ можно тренировать путем удаления первого слога из слов, чтобы он мысленно дополнял слова при чтении.
Статья была полезной? Оцени и поделись ей в соц. сетях:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *