Учимся читать. Как научить ребёнка слогам?

Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению, в каком же возрасте стоит начинать обучать ребёнка чтению и счёту. Амбициозные родители считают, что чуть ли не с пелёнок, педагоги и детские психологи настаивают на том, что этот процесс сугубо индивидуален.

Одно предельно ясно: ребёнок должен прийти в первый класс, умеющим распознавать буквы, составлять слоги и считать хотя бы до десяти. На это, кстати, рассчитаны даже буквари. Ну и кроме этого, читающий ребёнок застрахован от первых стрессов, связанных с комплексом отставания от сверстников.Читаем с мамой

Итак, с чего начать?

Конечно  же, с игры. К пяти годам среди игрушек у вашего ребёнка обязательно должен быть набор кубиков с буквами. Ненавязчиво, в игровой форме знакомьте малыша с первыми буквами, подключайте его фантазию.

Пользуйтесь кубиками как учебным материалом:

  1. Например,  обратите внимание  ребёнка, что буква «О» похожа на бублик, «С» — на бублик, от которого откусили кусочек, а букву «М» вы видим у каждого входа в метро  и т.д.
  2. Составляйте из кубиков простые, но знакомые ребёнку слова «мама», « папа», «нога», «рука»...
  3. Можно также лепить буквы из пластилина, в этом случае вы попутно будете развивать у ребёнка мелкую моторику.

За одно занятие-игру ребёнок может запомнить от 5 до 10 новых букв. Здесь следует придерживаться золотого правила лучше меньше, да лучше…Слоги

Когда малыш уверенно начнёт распознавать буквы, начинайте составлять слоги. Но  сначала, мы должны сами понять, как научить ребёнка произносить слоги? Первые слоги,  конечно же, должны быть несложными и состоять из двух звуков: ПА, МА, ЛО, ЛА и т.д. Поняв механизм их составления, ребёнок, уже через несколько занятий начнёт уверенно соединять слоги.

Теперь наша задача как научить ребёнка сливать слоги. Здесь уже лучше воспользоваться букварём, рассматривая его картинки, обратите внимание малыша как первая буква «бежит» ко второй, объясните, что слитно читаются только те буквы, что стоят рядом – «держатся друг за друга».

Первые дни занятий не должны превышать 10 минут, внимательно наблюдая за малышом, вы без труда поймёте, нравится ли ему учить буквы. Если ребёнок с интересом учит  алфавит, можно довести время занятия до 30 минут.

Очень важно создать малышу комфортную обстановку, потому что кому-то из детей нравится учить буквы, сидя за столом, кому-то на ковре, среди своих любимых игрушек, а кому и на коленях у родителей. И ещё один необязательный, но немаловажный момент: лучше, если с ребёнком занимается кто-то один из родителей, чтобы малыш подстраивался под его манеру общения и не сравнивал: « А мама вот так говорила».

С первых занятий следите за первым произношением слогов. Некоторые педагоги учат детей «петь» слоги. Не стоит делать того, чему потом придётся переучивать.

Если в семье есть ребёнок помладше, он непременно заинтересуется занятием. Поощряйте его интерес, не отмахивайтесь от него – тебе ещё рано. Пусть вместе со старшим учит буквы, а надоест – сам сменит занятие.

И ещё одна маленькая хитрость

Когда начнёте работать с букварём, как бы невзначай оставляйте его открытым на видном месте. Дети любопытны. Малыш непременно заглянет в знакомую книжку, чтобы узнать, что там написано.

Ваш ребёнок уже довольно уверенно читает? Пора познакомить его со знаками препинания. Как правило, дети быстро запоминают, зачем нужна эта смешная закорючка, которую называют вопросительный знак, или эта палочка с точкой – восклицательный знак и т д. Выучив буквы, начинайте изучать устный счёт. Научить первой десятке цифр, как правило, даже проще, чем буквам. Обратный счёт даётся малышу труднее, поощрив его: «Ты у меня умничка, у тебя всё получится», вы поможете ребёнку справиться и с этой проблемой.

Это важно! Начиная новое занятие, обязательно повторите предыдущий урок. Повторение, как известно, мать учения! И ещё. Не давите на ребёнка, если у него нет охоты заниматься, не навязывайте ему свою волю: ты должен выучить буквы.

Посмотрите на ситуацию с другой стороны: не малыш должен, а вы должны найти такой вариант, какой ребёнку будет интересен, а заодно и познавателен. И ни в коем случае нельзя сравнивать его с другими, более способными детьми: вот они уже читают, а ты даже буквы не знаешь.  Такие сравнения больно ранят малыша, убивают  у него веру в себя.

В общении с ребёнком не старайтесь доказывать ему я взрослый, я умнее.



Поверьте, нам, взрослым, есть чему поучиться у наших малышей. Так чему ребёнок может научить взрослого? Как сказал бразильский прозаик и поэт Пауло Коэльо, ребёнок может научить взрослого трём вещам: радоваться без всякой причины, всегда находить себе занятие и настаивать на своём. Поэтому чаще наблюдайте за своим малышом, перенимайте у него то, что сами утратили с годами.

Дети часто обижаются. Но, посмотрите, как легко отпускают обиду – учитесь у них этому! Ребёнок не воспринимает обиду как какой-то негатив, он обиделся и тут же простил. Учитесь у детей не обижаться на мелочи.

Вам надоела жизненная рутина?

Обратите внимание, как справляется с этой же проблемой ребёнок: он смотрит одни и те же мультфильмы, играет в одни и те же игры, он просто знает, что это – часть его жизни. Возможно и нам, взрослым стоит поучиться без нытья, как должное, воспринимать это жизненное однообразие?

Мы, взрослые, разучились отдыхать

Для нас либо работа, либо отдых. Понаблюдайте за своим малышом. Даже если он играет в  свою любимую игру, устав, бросает всё, для того, чтобы восстановить силы. Может заснуть даже среди игрушек…Мы же, взрослые, намечаем себе отдых только после того, как доделываем текущую работу. Кстати, из-за усталости, порой в ущерб конечному результату. А может стоит отложить работу и « поспать среди игрушек?..»

Дети не любят спешить

Девочка читает по слогамВспомните, как вы поторапливаете ребёнка, который не спеша собирается на прогулку. А зачем? Что изменится от того, что вы выйдете на улицу на пять минут позже? Это, кстати, нас взрослых, касается. Не умеем мы планировать своё время. А может и не стоит заморачиваться над этим? Дети не задумываются над тем, как они тратят своё время. Попробуйте следовать их примеру.

Это важно! Дедушки и бабушки, репетиторы, тётушки и няня – всё это хорошо. Но для ребёнка общение с вами также важно, как и ваше общение с ним. Уделяйте ребёнку каждую минуту свободного времени. Дети быстро растут и, возможно, через несколько лет, не отдых в экзотических странах, а первые шаги вашего малыша станут для вас самым тёплым воспоминанием.

Мы утратили замечательную способность детей удивляться окружающему миру. Наверное, стоит пересмотреть своё отношение ко многим вещам и вернуть себе детский взгляд на жизнь, перестать бояться перемен, обретать новый личный опыт. Вместе со старым, он может дать неожиданно приятные результаты. Проявляйте больше любопытства к окружающей жизни, и жизнь засияет для вас новыми красками.

Статья была полезной? Оцени и поделись ей в соц. сетях:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (голосов: 1 , среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *