Вопрос к родителям: «А вы знаете, как научить ребенка пересказывать текст?»

Прежде, чем по команде педагогов начать без разбору изучать подвернувшиеся под руку методики, как научить ребенка пересказывать текст, родителям следует уяснить для себя необходимость такого обучения. Многие ошибочно убеждены, что пересказы текстов нужны для развития детской памяти. Это в корне неверно.

Начнем с того, что пересказ – это изложение своими словами прочитанного или услышанного текста. Естественно, что в пересказе требуется соблюсти последовательность обсуждаемого текста, однако рассказчик (то есть ребенок) должен связно донести до слушателя (родители, педагоги, друзья) самое важное, что, по его мнению, изложено в тексте, не отвлекаясь на механический повтор содержания.Пересказ прочитанного

Комплимент детской памяти



С памятью у детей дошкольного и младшего школьного возрастов все обстоит прекрасно, более того, в ситуации с пересказами она оказывает детям плохую услугу, провоцируя их на примитивное повторение слово в слово текстового содержания. В таком случае, забыв содержание авторского текста, ребенок замолкает. Но когда он, поощряемый родителями или педагогом, начинает излагать якобы забытое с позиции своего видения, окажется, что малыш прекрасно все помнит.

Беда в том, что не соблюдается логика событий, ребенок путает последовательность приведенных фактов. Стоит ему «разложить по полочкам» усвоенную информацию, как при пересказе ему удается передать весь объем услышанного или прочитанного. Поэтому чрезвычайно важно развивать у ребенка способности как фиксации в памяти полученной информации, так  и последующей дозированной спокойной ее передаче слушателю.

Ведь если сопоставить пересказы  двух младших школьников, один из которых – законченный двоечник с репутацией «тупицы», а другой – твердый «хорошист», то окажется, что сбивчивая речь двоечника, брошенного дома на самотек при работе с текстом,  и рассудительное изложение хорошиста, с которым рядом был помощник, несут одинаковое количество мегабайтов информации. То есть память детей – тот самый чистый лист бумаги, который любят упоминать педагоги – не может подвести, вопрос в другом – в умении подать и рассказать.

Некоторые доводы о необходимости обучения ребенка пересказам

Не следует сводить обучение пересказу лишь как к целевой подготовке ради получения хороших оценок в школе. Дескать, школьная программа целиком основана на пересказах, поэтому процесс преподавательского контроля ее усвоения сводится к оценке, как ученик пересказал содержимое учебника. На самом деле усилия родителей, как научить ребенка пересказывать прочитанное, необходимо оценивать шире, чем просто видеть своего ребенка отличником. Результаты планомерного обучения принесут множество дополнительных плюсов, вот лишь некоторые из них:

  1. Вырабатывается умение непринужденно, естественно, передавать не свои, а чужие мысли, отложив их в памяти. При этом допускаются элементы творческой их передачи, что в дальнейшем разовьет способность к анализу и комментированию полученной информации.
  2. Демонтируется примитивная рефлекторная цепочка «полученная информация – речь» на более сложную «полученная информация – мозговая обработка – речь». Тем самым ломается стереотипная логика, присущая, кстати, многим взрослым людям: «Что услышал, то и говорю!». Действительно, нужно тысячу раз подумать, прежде, чем сказать нечто непотребное. Основы к этому, сами тому не догадываясь, закладывают родители, задавшиеся целью, как научить ребенка пересказывать услышанное или прочитанное.
  3. При занятиях с ребенком по пересказу с позиции сравнений  типа: «Он правильно поступил? А ты бы как сделал?» развиваются  способности к ассоциативной оценке усвоенного, сопоставлению  фактов из текста и возможных собственных поступков в подобной ситуации, последующему изложению своей позиции.
  4. Поскольку ребенку предлагается готовое текстовое содержание, пересказ стимулирует развитие речевой деятельности и увеличение словарного запаса.
  5. Так называемый короткий пересказ обучает способности резюмировать прочитанный текст, излагать основные «выжимки» полезной информации, а не захлебываться в словесном потоке.
  6. На фоне односложных примитивных восклицаний детских кумиров из кинобоевиков книжная лексика хоть как-то обогащает лексикон ребенка.

Это важно! Занимаясь с ребенком пересказом, обратите внимание, что он пересказывает текст такими же словами, которые приняты в вашей семье в обиходном общении. Это вам урок! Если ваша собственная речь бедна и односложна, то чего вы хотите услышать от собственного ребенка? Вам самим необходимо стараться говорить побогаче, а не ограничиваться односложными командами.

Обучение ребенка пересказу

Учим детей пересказуЕсть поговорка, гласящая, что гладко было на бумаге. Ставя перед собой задачу, как научить ребенка пересказу, родители сталкиваются с элементарным сопротивлением дочки или сына в случае чрезмерной навязчивости или излишней назойливости папы, мамы, бабули либо деда, жаждущим услышать отбарабаненный слово в слово прочитанный текст. Это не пересказ и, тем более, не обучение ему. Для правильного обучения можно порекомендовать некоторые несложные правила:

  1. Прочитали текст, выбрали самое интересное и важное.
  2. Вернулись к началу текста, прочитали  какую-то его часть. Достаточно нескольких строк.
  3. После прочтения каждой части задайте ребенку вопрос о том, что же вы прочитали. Что, по его мнению, является самым важным и интересным.
  4. Для начала пусть ответит на ваш вопрос одним предложением. Это очень нелегко, поэтому без ваших подсказок не обойтись.
  5. При ответе не позволяйте малышу пересказывать дословно.
  6. Теперь можно продумать план пересказа всего текста. Для каждой обсужденной части в качестве заголовка подойдет то самое предложение, которым ребенок отвечал в п.4.
  7. А теперь поработайте с текстом в виде игры, когда предлагается прочтенное предложение пересказать своими словами.
  8. После того, как все прочитали и распланировали, можно пересказать коротко весь текст. Если план пересказа записывался, разрешайте в него подглядывать или сами подсказывайте. Этим вы ничего не испортите. Не забудьте похвалить после пересказа уставшего от мозговой атаки ребенка.

Это важно! Проявите побольше терпения, словарный запас ребенка не столь велик, чтобы сразу подыскивать нужные синонимы.

Статья была полезной? Оцени и поделись ей в соц. сетях:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (голосов: 3 , среднее: 4,67 из 5)
Loading ... Loading ...

1 комментарий

  1. Оооочень хорошая статья! Просто отличная! Спасибо огромное автору! Всё доступно, понятно и просто! То, что нужно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *