Задаться целью, как ребенка научить различать цвета, необходимо как можно раньше!

Любой из нас в свое время прошел через младенческий возраст, но вряд ли кто может вспомнить, когда у него началось однозначное сопоставление цвета и его словесного названия. А ведь нас тоже обучали, но это воспоминание давно стерлось как ненужное. Просто используемые способы, как ребенка научить различать цвета, настолько ненавязчиво формируют нужные сопоставления, что взрослому человеку или даже подростку кажется, что умение разбираться в цветовых оттенках он впитал еще с молоком матери.

Особенности зрительного восприятия малыша

Учим ребенка различать цветОсновную информацию об окружающем его мире малыш до 4 лет получает при помощи созерцания. Оно вместе с осязательным восприятием лидирует на этом начальном этапе жизни маленького человека, ребенок норовит все доступное посмотреть и потрогать. Физиологи считают, что цветовое зрение у ребенка формируется уже где-то к шести месяцам. К двум годам малыш уже различает цвета, но осознанного соотношения цветов и их названий пока не наблюдается, скорее, это восприятие вместо узнавания и понимания. Именно в этом и заключается задача родителей, как научить ребенка распознавать цвета.

В перечень особенностей цветового восприятия у маленьких детей входит его подчеркнутая словесная конкретность. В ней  проглядываются своеобразные стереотипы культуры, в которой происходит миросозерцание ребенка. То есть, если речь идет о синем цвете, то это в большинстве случаев «синее море», а если о зеленом цвете, то это обязательно «зеленая травка». Абстрактного понятия цвета, тех же самых уже упомянутых синего и зеленого цветов, пока у малыша не сложилось.

Базовые предпосылки для начала обучения цветам предметов

Игрушки разного цветаНачнем с напоминания родителям, что цвет является одним из многих качественных признаков предметов. Вот когда и ребенок уяснит для себя это понимание, тогда уже у него автоматически, на подсознательном уровне, будет происходить сопоставление цвета и его названия.

Отсюда логический вывод, что для того, чтобы научить ребенка различать цвета, необходимо до этого развить в нем способности сортировки предметов:

  1. Сначала самостоятельно по каким-либо понятным ему признакам;
  2. Последующая сортировка предметов уже по предложенному родителями принципу, например, по форме (круг, квадрат, треугольник) или другим признакам.

Когда ребенок научится адекватно, без усилий, выбирать предметы по свойствам, можно начинать обучение цветам.

Акцентирование внимания малыша на цветах предметов

Эту форму занятий можно проводить параллельно с обучением ребенка селекции предметов. Обычно ее рекомендуют начинать с двух лет, когда у крохи сформируется хотя бы минимальный словарный запас. Если начать раньше, без наличия у малыша элементарных словесных понятий, он не сможет понять, о чем с ним разговаривают.Дети играют

Принцип акцентирования внимания ребенка на цвете основан на том, что необходимо постоянно проговаривать цвета предметов в сочетании с их названиями. Например, малыш уже понимает слова «машина», «кубик», «мячик». Теперь необходимо ему слышать их названия в сочетании с цветом. Ребенок начнет запоминать цвета при постоянном их упоминании в словесных сочетаниях типа «красная машина» или «синий мячик». Естественно, что при этом машина или мячик должны быть реальными, малыш их должен видеть и осязать.

У ребенка формируется ассоциативный ряд типа «вещь-цвет», на который он поначалу будет опираться.  То есть малыш будет сравнивать уже запомнившиеся предметы (все те же «красную машину» или «синий мячик») с появившимся в поле обозрения новым дополнительным предметом. Как только будет найден в памяти подобный предмет, удастся вспомнить и название цвета.

Это важно! Нельзя останавливаться на полпути, решив, что проговариванием словосочетаний можно будет ограничиться в обучении цветам. Малышу будут казаться одним и тем же предметом словосочетания «красная машина» и «синяя машина», селекции понятий «красная» и «синяя» так и не произойдет.

При обучении цветам на начальном этапе желательно ограничиться базовыми цветами палитры:

  • Красный;
  • Желтый;
  • Зеленый;
  • Синий.

Называть цвета необходимо правильно, без уменьшительных степеней или ласкательно-сюсюкающих интонаций. Никаких «красненький, синенький», только «красный, синий»! Иначе ассоциативность восприятия будет нарушена, селективный принцип не сработает из-за ввода в память некорректного задания.

Некоторые аспекты обучения ребенка сортировки по цвету

В возрастном диапазоне от двух до трех лет дети уже четко различают основные цвета и умеют выбирать из кучи предложенных игрушек одноцветные элементы, например, зеленые кубики или синие пуговицы. При этом они названий цветов еще назвать не в состоянии, поскольку дифференцированному отбору  сразу по двум признакам («вещь плюс цвет») их еще не научили. Подошло время, как научить ребенка определять цвета.

Традиционный метод  сортировки по цвету – раскладывать по кучкам или коробочкам одноцветные  предметы или игрушки. Для начала рекомендуется работать с двумя цветами. Из базового четырехцветия (красный, желтый, зеленый и синий) выбирается пара цветов. Начинать следует с красного цвета, он лучше запоминается. В пару к нему выбирается, например, синий цвет. Ребенку предлагается набор одинаковых по форме предметов этих двух цветов, это могут быть кубики, кружочки, шарики. Предлагая малышу разложить на две кучки по цветам кубики, обязательно нужно проговаривать вместе с ним названия цветов.

Отлично срабатывает метод раскладывания кубиков по коробочкам того же цвета, то есть красные кубики должны укладываться в коробочку того же красного цвета. После разложения по двум коробочкам кубиков, необходимо для закрепления обучения спросить, где лежат именно красные кубики. Пусть малыш укажет и сам вслух назовет цвет кубиков и коробочки.Обучение рисованию



Выбирая пары цветовых вариантов, нежелательно использовать тандемы красный-зеленый и зеленый-синий, так как они хуже воспринимаются на стадии обучения. Добившись результатов в распознавании красного и синего цветов, можно добавить желтый цвет, диапазон цветовой изучаемой гаммы расширяется. Наряду с игровой увлекательной формой обучения нужно использовать элементарные бытовые ситуации, например, попросить принести с кухни красный бокальчик.

Последним, закрепляющим обучение цветам, этапом можно считать занятия с ребенком, на которых он уже в собственном воображении вызывает правильное название цвета для описания конкретного предмета. Достигается это путем рассказов, воспоминаний или даже совместно сочиняя веселую историю, в которой ребенок старается красочно описать обстановку, животных, растения, цвет одежды. Например, что у ромашки лепесточки – белые, а середина цветка – желтая.

Основные методы обучения цветам

Рисование

Дети обожают рисовать, но если с малышом занимается взрослый, то это упрощает выполнение большинства педагогических задач, включая, как научить ребенка цветам. В начале обучения достаточно всего двух фломастеров, чтобы варьировать возможные задания для работы с ними:

  • Попросить подобрать колпачки нужного цвета к «фломикам», то есть к синему фломастеру, естественно, подбирается синий колпачок.
  • Решив нарисовать, например, солнышко, ребенку предлагаются два фломастера, один из которых желтого цвета. Малыш должен сам определить, какой «фломик» ему для этого понадобится.

Цветные карандашиПосле усвоения базовых цветов, можно переходить к распознаванию других цветов, голубого, оранжевого, белого и черного. Богатая палитра разноцветных фломастеров расширит познавательский диапазон юного дарования. Здесь уже на помощь родителям придут различные раскраски. От родителей на этом этапе требуется помочь в правильном определении нужного цвета, при раскрашивании желательно использовать правдоподобные цветовые сочетания. Дети – большие фантазеры, рутина занятия им быстро приедается, тогда можно им позволить вволю пошалить, раскрашивая неестественными цветами привычные предметы. Пусть отводят душу, только они должны вслух называть правильно цвета, которые благодаря их «усилиям» появляются на бумаге.

Это важно! Не следует забывать о том, что фломастер малыш обязательно будет засовывать себе в рот. Поэтому приобретайте специальные фломастеры для самых маленьких.

Лепка из пластилина

Кроме помощи в обучении цветам, лепка развивает у малыша моторику рук. С пластилином работа проводится путем создания ребенком игрушек заданного цвета.Цветной пластилин

Игры

Наибольшей эффективностью в обучении ребенка обладают игровые формы. Применительно к обучению различать цвета игры сводятся к сортировке по цветам различных элементов окружающей обстановки. Поэтому для детей, освоивших названия цветов и их сопоставления с действительностью, они становятся неинтересными.

Статья была полезной? Оцени и поделись ей в соц. сетях:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *