Как правильно спланировать занятия с ребенком 1 год

Годовалый возраст ребенка является своеобразной точкой отсчета при рассмотрении его нового рациона питания или планировании новых игр и занятий с ним. Это уже не беспомощный младенец-грудничок, а усердно познающая мир личность, старающаяся продемонстрировать свою самостоятельность и осознающая свои способности. Так уж природой заложено (и не только у людей), чтобы дети через игры входили в жизнь.

Занятия с ребенком 1 год, правильно спланированные, способны вовремя привить малышу новые знания и закрепить уже усвоенные.девочка

С каким багажом познаний и умений подошел малыш к годовалому возрасту?

Предыдущий год наше среднестатистическое чадо зря времени не теряло и кое-чему уже, с помощью родителей и близких, научилось.

Среди этих «достижений» следует отметить:

  • Большинство детей к одному году уже знают свое имечко и с готовностью передвигаются (идут или ползут, тут уж как получится) в сторону позвавшего их по имени;
  • Осознание запрета «нельзя»;
  • Активный лексикон насчитывает с десяток слов типа обязательных «мама», «баба» и других;
  • Малыш машет ручкой «пока-пока», играет в «ладушки»;
  • Проявление эмоций, чем провоцирует свою родню в узнавании аналогичных черт друг у друга;
  • Попытки что-то слепить из пластилина и нарисовать каракули на бумаге.

собираем пирамидкуПрименительно к проведению занятий для годовалого ребенка следует учесть, что у него начали формироваться:

  1. Эмоциональная сфера, выражающаяся:
    • в удивлении от всего нового или неожиданного, смеха на понятую шутку, обиды, если на кроху поругались, недовольство при отнимании у него игрушки.
    • В развитии интонаций и мимики.
  2. Речевые и слуховые навыки:
    • У годовалого малыша чрезвычайно выражена склонность подражания, он копирует интонации взрослых. Это его речь называют «детским лепетом», поскольку даже любящая мама сможет разобрать менее 30% высказанного годовалым собеседником.
    • Появляется небольшое количество понимаемых слов, обычно это части тела и обиходные слова, связанные с кормлением.
  3. Навыки действий с предметами:
    • Сортировка предметов по размеру;
    • Перекладывание предметов, игрушек, попытки их складывать;
    • Некоторые дети уже могут самостоятельно пить из чашечки;
    • Приносить куклу или катать мячик;
    • Попытки выполнения гигиенических процедур;
    • Попытки рисовать, зажав карандаш в кулачке.
  4. Элементы сопоставления и прогнозирования:
    • Если на него надевают курточку – дело идет к прогулке на улице;
    • Мама вытаскивает игрушки – впереди увлекательная игра.


Такие подробные описания приобретенного багажа умений и познаний сделаны для того, чтобы были более четко представлены ориентиры предстоящих развивающих занятий для годовалого ребенка. То, чему он еще не научился, малыш обязательно узнает и усвоит.

Во что поиграем?

Подметив достигнутые умственные и физические навыки, необходимо развивать их в соответствии с уровнем способностей ребенка. Первое, что приходит на помощь, это игровое обучение, о котором уже говорилось выше. Игры помогают малышу раскрыться в процессе познания окружающего мира, способствуют развитию внимания и памяти, адекватному восприятию действительности и творческого подхода в ее оценке.рисование

Каждой маме интересно заниматься со своими детьми, но здесь есть одно огромное НО… Занятия могут быть односторонней направленности, поскольку мама невольно концентрируется на том, что ей самой наиболее интересно. Одной нравится читать, другая с удовольствием рисует.

Рекомендация однозначна: занятия с годовалым ребенком дома, даже проводимые в обязательной игровой форме, должны систематизироваться по какому-то принципу. По аналогии с методистами детских учреждений, для своего ребеночка мама также должна сверстать своеобразный методический план, куда должны войти:

  • Окружающий мир;
  • Развитие движений;
  • Развитие речи;
  • Музыкальные и танцевальные занятия;
  • Работа с дидактическим материалом;
  • Рисование и лепка
  • и тому подобное.

Для домашних условий ни о каком-то строгом соблюдении план-графика занятий и речи быть не может. Но игры все-таки желательно систематизировать. А в какие именно поиграть сегодня, подскажет интуиция и настроение, желание и самочувствие.

Наиболее популярные типы игр для обучающих занятий с малышами годовалого возраста и постарше

  1. Подвижные игры типа «пряток», «догонялок», «кто быстрее?» и им подобные в многочисленных вариациях;
  2. Спортивные игры – ползанье, бег, прыжки, игры с мячиком, общеразвивающие упражнения;
  3. Музыкальные игры, которые очень нравятся детям, если используются угадывания прослушанных мелодий, пение, подпевание, танцы;
  4. Чтение детских потешек, сказок, стихотворений, сопровождаемые вопросами по прочитанному;
  5. Физкультминутки, хороводы, марши;
  6. Инсценировки сказок и любимых стихотворений;
  7. Игры для развития мелкой моторики;
  8. Конструирование, строительство из игрушечных элементов башенок, стенок;
  9. Ролевые игры, имеющие сюжетное наполнение с любимыми игрушками: покормить куклу, помыть игрушечную посуду, уложить спать медведя;
  10. Рисование, лепка, аппликация.

Это далеко не полный перечень вариантов игрового заполнения обучающих занятий. Каждое занятие-игра подстраивается под индивидуальные особенности ребенка.

Если внимание играющего ребенка ослабло, смените тип игры. Малыш не устал физически, просто ему еще трудно концентрироваться на одном виде деятельности в течение долгого времени.

Статья была полезной? Оцени и поделись ей в соц. сетях:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (голосов: 1 , среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *